В Москве завершилось очное обучение первого потока региональных супервизоров
С 20 по 23 мая в Москве прошло очное обучение первого потока региональных супервзиоров. На курс приехали 28 специалистов из 10 регионов РФ. Кто-то приехал командой, кто-то один. География обширная: от Чукотки, до Краснодара, от Пензы до Тюмени.
Программу четырёхдневного интенсива подготовили и провели эксперты Центра социальной супервизии “Действуем вместе”, при поддержке аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка в рамках стратегической программы “Дети в семье”.
Обучение проходило ежедневно по шесть часов. 32-часовой курс включает в себя много практики и разборов реальных случаев, которые привезли специалисты, ежедневную рефлексию, как обязательную часть супервизорской подготовки, изучение алгоритмов работы супервизии.
Заместитель руководителя аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Екатерина Балан:
“Подготовка региональных супервизоров — один из ключевых шагов в укреплении системы профилактики социального сиротства. Это позволит создать в регионах команды специалистов, способных самостоятельно обеспечивать супервизорскую поддержку, таким образом повысить устойчивость системы помощи семьям и детям. Очное обучение - это уже второй этап подготовки региональных супервизоров. На первом этапе они получили базовые навыки во время участия в супервизиях, которые проводит Центр “Действуем вместе”. На третьем этапе обученные супервизоры при поддержке экспертов начнут практику в своих регионах. В первом потоке приняли участие 28 специалистов, таких потоков будет ещё два, всего мы планируем подготовить 80 региональных супервизоров - во всех пилотных регионах стратегической программы Уполномоченного «Дети в семье».”
Создание устойчивого сообщества региональных супервизоров - процесс долгий и многосоставной. Система только рождается, и первым ласточкам региональной сети предстоит длинный и сложный путь не только профессионального становления, но и переформатирования работы на местах. С обучения они увезут понимание, как это делать.
Президент БФ “Новое развитие”, директор Центра социальной супервизии “Действуем вместе” Сергей Петрович Борзов:
“Коллеги говорят, что им очень нравится, появляется новое понимание процесса супервизии, который становится глубоким. И погружение будет продолжаться, это только первые шаги. Мы уже разобрались, что вначале нужно выстроить процессы на рабочем месте. Для этого понадобится включение руководства. Коллеги приходят к объёмному видению и очень точному пониманию, как настроить систему, чтобы была польза для специалистов, для семьи, для детей, и для себя лично. Несколько человек прямо сказали, что они приехали уставшими, а уезжают на подъеме. И это, как мне кажется, важно. Мы, команда Центра “Действуем вместе”, хотели бы дать больше и лучше, но жизнь всегда вносит свои коррективы. Наша главная задача не обучение, а создание условий для устойчивого внедрения. Сейчас мы видим, что нужно скорректировать, что добавить, чтобы следующую программу сделать лучше и качественнее”.
Программы обучения региональных социальных супервизоров до этого момента в России просто не существовало. Она создаётся и трансформируется прямо сейчас, и специалисты, которые учатся сегодня, имеют все шансы вырасти в экспертов федерального уровня.
В первый поток в основном попали специалисты, которые были активными на групповых супервизиях, захотели профессионально расти в этом направлении и получили поддержку в этом у своего руководства. Всё это важно для дальнейшего создания сообщества профессионалов.
Старший супервизор Центра “Действуем вместе” Марина Майер:
“Региональные супервизоры после окончания этого курса освоят первый уровень супервизии и алгоритм технологического разбора случая. По факту, мы даём им структуру работы. Она необходима, чтобы правильно определять проблему и цель работы, а затем планировать шаги к цели. Алгоритм разбора случая даёт точки, на которых специалист должен сфокусироваться: проблема - это риск нанесения вреда ребёнку, а не отдельные симптомы кризиса; цель - это точка, в которой эти проблемы решены, и соответствующие к ней шаги. При неправильной постановке цели специалист работает неэффективно, старается сломить сопротивление родителей, не понимая для чего. На курсе специалисты учатся строить гипотезы, а гипотезы - это шаги, подцели, которые постепенно приближают специалиста к нужному результату. При этом основная задача супервизора ответить на вопрос - “что происходит с семьёй?”, а не “что с ней делать?”. Разбор сложного случая даёт понимание, из-за каких трудностей это возникло и в какой последовательности их нужно решать. Это понимание делает любой трудный случай обычным”.
Первый поток обучения региональных супервизоров стал знаковым событием для системы профилактики социального сиротства в России. Это не просто образовательный курс — это начало формирования новой профессиональной среды, где специалисты из разных уголков страны смогут поддерживать друг друга, обмениваться опытом и вместе выстраивать эффективную систему помощи семьям.
Участники программы уже сейчас отмечают, как изменилось их понимание работы с трудными случаями. А главное — они увозят с собой не только знания, но и уверенность в том, что даже самые сложные ситуации можно разобрать по алгоритму, увидеть корень проблемы и найти путь к решению.
Это только первый шаг. Впереди — новые потоки обучения, практика в регионах и кропотливая работа по внедрению супервизии в повседневную помощь семьям. Но именно такие инициативы, объединяющие экспертов и практиков, постепенно меняют систему, делая её более чуткой, профессиональной и, что самое важное, — действительно помогающей детям оставаться в родных семьях.